Неоиндуизм. Шиваизм и вишнуизм
(современный период)

В настоящее время в Индии распространен более упрощенный, освобожденный от сложных философских построений индуизм. Его называют народным или неоиндуизмом.
Народный индуизм воспринял и сохранил древние религиозные учения о карме и ее этической основе, сансаре и ахимсе. Однако, эти представления в культуре простого народа приняли упрощенную форму, старые, абстрактные боги брахманов были забыты и появились новые боги, которые имели антропоморфный вид (стали похожи на людей).
Из пантеона многочисленных богов в современной Индии наиболее популярными являются три : Брахма, Шива и Вишну.
Бог Брахма - видимо, является модификацией Брахмана - Абсолюта, которому поклонялись жрецы - брахмана. Брахма считается создателем мира. Современные индийцы так объясняют творение мира: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в яйце находился Брахма. Он силой своего духа разделил яйцо на две половинки. Из одной - возникло небо, из другой - земля. Далее Брахма создал воздух, первоэлементы, богов, людей, животных и растения. Брахму изображают с четырьмя лицами. В Индии имеются храмы, посвященные Брахме, но бог этот более популярен среди жрецов - брахманов и аскетов. Простые люди в современной Индии более всего поклоняются богам Шиве и Вишну.
Бог Шива - изображается индуистами в виде человека с четырьмя руками, часто танцующим, и с третьим глазом на лбу. Ему приписывается необыкновенная по силе энергия - шахти - с помощью которой он может одновременно и творить, и разрушать мир. Это бог - разрушитель и созидатель. Благодаря энергии шахти идут дожди, растет трава, рождаются люди, любят и умирают. Это еще и бог смерти. Если Шива открывает третий глаз, то все вокруг гибнет.
В индийском эпосе существует такая легенда: у Шивы и его жены Парвати был сын Ганеш. Однажды в гневе на сына Шива открыл свой третий глаз, энергия которого испепелила голову мальчика. Горе, отчаяние и мольбы Парвати заставили Шиву вернуть голову, предварительно отрубив ее у проходящего слоненка (с тех пор сын Шивы и Парвати бог - покровитель торговли Ганеш изображается в виде мальчика с головой слоненка).
Но Шива - это еще и созидатель жизни, детей. Особенно активно почитается в современной Индии мужское начало Шивы. В Индии распространен культ лингама - мужского полового члена. Каменные ваяния его можно увидеть около храмов, на улицах и в жилищах индусов. Поклонники Шивы считают, что особенно ярко проявляет себя энергия шахти, идущая от этого бога, в любовных отношениях. Поэтому любовь в Индии окружена особым религиозным почитанием. Любовное чувство, наполнившее человека, обожествляется и понимается как дар Шивы. Любить в Индии означает служение богу. Существуют храмы, посвященные любви. В них живут жрицы любви девадаси - прекрасивые девушки, занимающиеся любовью ритуально. В Индии существует особое искусство любви - кама. Считается, что искусством камы должен владеть каждый. Причем культ чувственных наслаждений не сказывается на моральных основах индийского общества. Индусы при этом в любви скромны и целомудренны. Любовь никогда не рассматривалась как проявление инстинкта. Семья в Индии была всегда крепка. Не исключено, что причиной этого было искусство камы, которое упорядочивало половые отношения и имело целью дать наибольшее наслаждение мужчине и женщине. Исследователи предполагают, что искусство камы возникло в Индии как компенсация отсутствия браков по любви. Известна древняя индийская традиция родителей заранее договариваться о браках детей.
С культом Шивы связан и культ его жены Дурги - Кали. Эта богиня имеет две ипостаси: она может быть и Дургой и Кали. Богиня Дурга - грозная, десятирукая, часто изображаемая со львом, олицетворяет собою Великую мать - женское начало природы. В Индии в честь нее построено много храмов, которые всегда, особенно осенью, полны верующих. Дурге посвящается праздник, длящийся десять дней. На берег Ганга приносятся тысячи скульптурных изображений богини, который в день окончания религиозного праздника опускаются на плотах в Ганг.
Другая ипостась - Кали является олицетворением зла. Кали изображают в виде чудовища с четырьмя глазами, оскаленными зубами и высунутым языком с серьгами в виде тел младенцев и ожерельем из черепов. Индусы боятся Кали и в честь нее устраиваются красочные праздники с кровавыми жертвами из козлят. Считается, что Кали является покровительницей преступников, грабителей и убийц. В Индии существовала секта душителей - тхагов, убивающий людей в честь богини Кали.
Индусы поклоняющиеся Дурге - Кали и Шиве называют себя шиваитами. Другая часть населения современной Индии является вишнуитами - эти верующие поклоняются богу Вишну.
Бог Вишну - противоположен Шиве, он миролюбив, мягок и непротиворечив. Это бог - охранитель. Он также имеет четыре руки. Изображается на плывущем драконе или на троне из белого лотоса. Но Вишну, согласно индийскому преданию, постоянно меняет свою внешность. Состояний Вишну (аватар) бесконечное множество. Но главными являются девять: Вишну может явится в мир то в виде рыбы или черепахи, то в виде вепря, человеко - льва или карлика - великана, то в виде воина, то в виде Будды, то в виде Кришны и т.д. Любимая аватара Вишну, как считают индусы, Рама и Кришна. Вокруг них сложился поэтический эпос Индии "Рамаяна" и "Махабхарата".
Носителями идей индуизма и его культа являются особые касты жрецов - брахманов. Их главной социальной функцией является обслуживание религиозных потребностей народа.
Почти в каждом индийском доме имеется домашний алтарь - уголок, где стоят маленькие скульптуры индуистских богов, около которых верующие совершают несложные ритуальные действия. Однако, авторитет брахмана по - прежнему велик. Только брахманы могут приносить жертвы богам. Если в дом пришел брахман, это считается большим счастьем для семьи. Такие события как свадьба, рождение ребенка или похороны не обходятся без брахмана.
Среди брахманов до сих пор существует строгая иерархия и распределение религиозных функций. Брахманы - жрецы живут в храмах, куда простые индусы входят с чувством священного религиозного трепета. В храмах нет икон, свечей, есть лишь скульптурные изображения богов. Простые индусы приходят в храм, что посмотреть на эти изображения, положить к ногам статуй, но с разрешения жреца, цветы и сладости.
В сельской местности до сих пор распространена практика заклинаний - тантризм. Читаются особые формулы - мантры, с помощью которых, как утверждают деревенские жители, можно вызвать энергию бога Шивы (шахти) и достичь желаемого. Свои мантры имеют рыбаки, овцеводы, земледельцы и т.д. Маги широко использовали своеобразные графические диаграммы Вселенной (мандалы), которыми, по представлениям тантристов, насыщена магическими знаками и символами. Широко популярны были также различные амулеты и талисманы, колдовство.

Смотри также:

Hosted by uCoz