Упанишады - это древние, известные
всему миру, сборники религиозно- философских текстов. Основные идеи "Упанишад":
- Учение о Брахмане.
Брахман - это высшая абсолютная реальность. Но это не творец. Лишь иногда
Брахман эманирует (как бы истекает) в виде феноменального мира (природных
явлений). Следует обратить внимание на то, что в брахманической культуре
слово "брахман" имеет три смысла: Брахман - высшая реальность, брахман
- жрец, служащий этой высшей реальности, брахманами называлась и религиозно-философские
сборники, написанные брахманами. Эти три смысла одного слова не случайны.
Все они есть как бы различные состояния одного и того же высшего начала
- Брахмана: жрец - брахман есть человеческое воплощение Брахмана, а
тексты, написанные им есть материализованные мысли о Брахмане. Жрец
- брахман, постигая Брахмана - Абсолюта произносит магическую формулу,
выраженную словом "Ом". "Ом" одновременно ничего не обозначает, и обозначает
все: и Брахмана, и природу, и прошлое и будущее. Когда жрец произносит
"Ом", это означает: я достигну Брахмана, я - Брахман.
|
- Большее внимание "Упанишады"
уделяют другим проблемам, связанным непосредственно с человеческим существованием,
внутренним миром человека. Брахманов интересовал Космос и его влияние
на человеческую судьбу. Они пытались понять, что есть смерть и чем она
отличается от сна? Что составляет сущность жизни?
- В "Упанишадах" сформулирована
идея круговорота не только круговорота материи, но и жизни. Согласно
индийскому мировоззрению, смерть не есть конец жизни, а лишь ее перерождение.
Колесо круговращения жизни получило название сансары. После смерти человек
может переродиться в какое - либо животное или растение. То какую форму
примет новая жизнь зависит от кармы.
- Учение о карме - одно из
центральных в индуистской религии. Оно наложило большой отпечаток на
культуру индийского народа, определило его образ жизни. Суть этого учения
состоит в том, что сумма добрых и злых дел определяют карму человека
и его дальнейшее перерождение после смерти. Хорошая карма дает хорошее
перерождение (человек в будущей жизни может родиться брахманом или царем),
плохая карма определяет плохое перерождение ( человек перерождается
в низшее существо, может стать неприкасаемым или рабом, червяком или
мошкой). Идея кармы отвечала этическим запросам древнеиндийского общества.
Она решала проблему добра и зла, источником которых считался сам человек.
Не общество, а сам человек, индивидуально, определял свою судьбу. Причиной
нынешних страданий человека считалась его прошлая жизнь, будущее зависит
от нравственной позиции в настоящей жизни. Никто не виноват в несчастьях
человека, лишь он сам: что заслужил, то и получил. Учение о карме стало
в Индии регулятором индивидуального и социального поведения десятков
поколений индийцев. С одной стороны, оно было стимулом для соблюдения
нравственности, необыкновенно доброжелательного отношения друг к другу,
природе, к животным (которые в их прошлой жизни, возможно, были людьми),
а с другой стороны - оно способствовало индивидуализму, заставляя заботиться
о чистоте лишь собственной кармы, не работать, не сопротивляться социальному
злу и пассивно переносить его.
- Из этих представлений сложился
принцип ахимсы - стремление не навредить живому и запрет употреблять
в пищу животных, по той причине, что они раньше могли быть или будут
в будущем людьми.
- Закону кармы подчиняются
все. Исключение составляют лишь некоторые брахманы (тапасья),
которые многие годы отказывали себе во всем, ведя жизнь отшельника и
аскета. Лишь они могут разрывать круг сансары и еще при жизни входить
в мир высшего божественного Брахмана. Им не грозит перерождение, они
после смерти тела достигают вечного покоя и блаженства.
|