Брахманизм
( Х - VIIвв. до н.э.) |
|
|
|
Второй исторический период индуизма связан с особым положением брахманов в древнеиндийском обществе и получил название брахманического (с VIII в. до н. э. и все I тысячелетие). В четырех варнах (брахмана - жрецы, кшатрии - воины, вайшья - земледельцы и ремесленники, шудра - неполноправные и рабы) брахманы занимали господствующее положение. Они служили богам и совершали религиозные обряды, были советниками царей, были грамотны и обладали знаниями. В одной из древних книг - "Шапатхе" - записано: "Есть два вида богов, - те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - ученым брахманам - награду". Считалось , что если человек не дает брахманам награду (золото, бык, лошадь, одежда), то и жертвоприношение небесным богам бессмысленно. Сами же брахманы должны были отвечать определенным требованиям: они должны были соблюдать строгий аскетизм, блистать ученостью. Имущество брахманов считалось неприкосновенным, нельзя было противоречить брахману или сомневаться в верности его слов. Авторитет брахманов был непререкаем, они были советниками царей, были учителями и наставниками (гуру) для молодежи. | |
Брахманы - жрецы действительно
были самыми учеными людьми того времени. Они комментировали Веды,
много занимались философией, размышляли о сущности мира и человека, о
смысле жизни и смерти. Особенно много времени отводили аскеты - отшельники.
Им принадлежат ныне известные всему миру философские тексты под названием
"Упанишады" ( от древнеиндийского " упа - ни
- шад", что означает "сидеть возле", т. е. быть у ног учителя, постигать
тайный смысл его учения ). Разные исследователи называют разное количество
"Упанишад", 150 - 235. На
базе идей, сформулированных в "Упанишадах" позднее сложились
различные философские школы, и ныне популярные в Индии. |
|
|
|
Смотри также: |